Две любви Леонида Кондрашова – земля и море

Две любви – земля и море
Старенький глобус опоясан карандашными линиями со стрелками – так наглядно сохранил свои маршруты Леонид Кондрашов, лично повидавший почти все морские просторы земного шара.
Край огня и льда
16 ноября 1968 года. В аэропорту в сопровождении морских офицеров толпятся новобранцы. Куда летят, будущие матросы не знали, пока не увидели на билетах: «Москва – Петропавловск-Камчатский». Среди них был и наш земляк Леонид Кондрашов. В военкомат он явился сам, мол, все равно скоро повестку пришлют, чего ждать…
- Тогда не спрашивали, где хочешь служить. Когда увидел пометку на военном билете «ВМФ», так и обомлел… 3 года! Но пути назад не было.
12 часов перелета, разница во времени с Москвой 9 часов. И первый глоток нового, камчатского воздуха. Тогда, как и сегодня, он пах серой от многочисленных вулканов на полуострове. А под ногами вместо земли лавовая крошка и вулканическая почва. Даже березы не такие, как дома, а низкие и раскидистые.
Местные жители считают, что на Камчатке начинается Россия. Нам трудно сказать, начинается или заканчивается, но то, что этот полуостров огня и льда находится на северо-восточной окраине страны – это точно. Ее жители первыми в стране начинают новый день.
Такая чужая, но невероятно интересная, непознанная, Камчатка стала своей для Леонида на шесть лет.
- Впечатлений было столько, что их хватило на всю мою жизнь. Когда бы я, обычный парнишка из Хомутовки, смог еще увидеть горы, вулканы, корабли и океаны?!
У камчатских берегов
После учебной части новобранцев распределили по местам службы Тихоокеанского флота. Для 50 человек домом стал теперь корабль. Только сначала попробуй разберись, что камбуз – это кухня, гальюн – туалет, леер – это ограждение по борту, а кубрик – это многоместная каюта.
И вот в 6 часов утра подъем всего экипажа, потом зарядка, завтрак. До обеда и вечером развод по работам - это традиционно мытье палубы, чистка пушек и оборудования. Команду «Палубы проветрить и прибрать!» ждет, наверное, каждый матрос, ведь она сигнализирует об окончании дня, который мог быть полон и нештатных ситуаций, и учебных тревог. Еще примечательный факт: ни в каких больше видах войск нет в уставе дневного отдыха, в ВМФ же на обед, сон и личные дела отводят три часа.
Величественный десантный корабль, на котором служил Леонид, находился на охране водных рубежей неподалеку от камчатских берегов.
Службу нашего моряка разнообразила командировка в Приморский край: токаря по образованию (а до армии он уже успел отучиться в тульском техникуме) позвали на строящийся военный аэродром. В составе экипажа он проследовал через Курильские острова, пролив Лаперуза во Владивосток. На границе России и Китая неподалеку от озера Ханка и находился их военный объект. Опыт работы на Тульском оружейном заводе пригодился Леониду на совсем другом конце России.
За отличную службу спустя полтора года старшему матросу Кондрашову первому среди товарищей дали отпуск на 30 дней. Брюки клеш, синяя рубашка-голландка, тот самый воротник в полоску гюйс и бескозырка с развевающимися лентами… Представить только, сколько взглядов поймал на себе наш моряк, приехав в отпуск в родной район. В следующий раз на родину он вернется только спустя четыре года.
За экватор
Трехлетняя служба в Тихоокеанском флоте была некой разминкой перед настоящей и суровой работой в море. Леонид Кондрашов не спешил расставаться с Камчаткой и в 1971 году остался работать в Управлении океанического рыболовства.
- Первая наша путина была в Бристольском заливе и длилась пять месяцев. Из-за минусовой температуры воздуха и сильного ветра судно сильно обледенело. Зрелище завораживающее, но опасное – корабль может потерять равновесие, - рассказывает бывший моряк Леонид Николаевич. Спустя даже 50 лет он точно помнит каждый свой пройденный маршрут.
Каждый рейс оставил свои особенные воспоминания. Так, перед отправкой на Цейлон любимого Лёню, которого не видели уже два года, в Москву приехали увидеть родные. Трогательные моменты встречи, прогулки с сестрой и дядюшкой по столице… А уже через пару дней на Шри-Ланке в порту экипаж заходил на рыболовный траулер. Июнь месяц, на термометре далеко за 30. А впереди десять тысяч километров по Индийскому океану. Через 27 дней пути моряки сменили тельняшки на бушлаты – за бортом виднелась холодная Новая Зеландия. Четыре месяца длился этот рейс. Экипаж корабля увидел острова Окленд, Стьюарт, потом государство в Тихом океане - Фиджи, площадь которого меньше всей Тульской области. Но для каждого моряка самым ожидаемым моментом становится пересечение экватора, особенно если это происходит впервые. Это событие сопровождается традиционным праздником Нептуна. В том плавании границу северного и южного полушарий Леонид пересек дважды – в Индийском и Тихом океанах.
Рыболовный флот
Как же была устроена работа на рыболовных судах? Для ловли использовались траулеры различных назначений: на одних только ловили рыбу и доставляли к берегу, на других ловили, морозили и спускали на хранение в трюм, на третьих и вовсе проводился полный цикл изготовления рыбных консервов. Да, да, это целый завод на плаву длиной 350 метров, где одновременно находились около 500 человек.
- Мимо Алеутских островов мы шли на путину к Гавайям. Там температура воды +32, представляете?! Вода – зеркало, полный штиль… В таких местах рыбы за полчаса 30 тонн поднимали. А вместе с ней кораллы, крабы, морские звезды, лангусты, омары…
А происходит это вот как: трал, представляющий собой огромный сетчатый мешок, сбрасывается в воду и буксируется за судном. Как только он наполнится рыбой, его поднимут на борт. В жерло трала, размеры которого 32х16 метров, попадала не только рыбешка самых разных мастей, но и особи покрупнее – акулы, сивучи и даже двухметровые черепахи.
Леонид Кондрашов в море выходил в качестве обработчика, токаря, рулевого. Последнее, пожалуй, оказалось самым романтичным: по координатам, передаваемым штурманом, он корректировал направление корабля. Четыре часа у руля, 8 часов отдыха. А впереди только море, быстро убегающее солнце и недосягаемый горизонт… Романтика!
Новый мир в объективе фотоаппарата
Все снимки, которые вы сейчас видите, сделаны самим героем сегодняшнего рассказа. На протяжении службы в ВМФ и работе в рыболовстве фотоаппарат постоянно был под рукой. Поэтому теперь главную память о тех ярких шести годах хранят альбомы Леонида Николаевича. В объективе его фотоаппарата оказывались новые города и страны – иранский Тегеран, пакистанский Карачи, фиджийская Сува, цейлонский Коломбо; море во всех его проявлениях – на одном снимке корабль утопает в морской пучине и почти скрывается в волнах, на другом - уже выныривает и снова побеждает разбушевавшуюся стихию.
- Бывало такое, что шторм длился до двух недель. При шести баллах траулер болтает как цепку. Крен такой, что даже сидя на полу ты съезжаешь. Несмотря на страх, мощь стихии очень завораживает.
Он видел море во всех возможных оттенках, жаль только, черно-белые фотографии того времени не смогли передать всю палитру - от лазурного до черного.
- Спасибо капитану, что закрывал глаза и позволял мне иметь фотолабораторию. Зато памятные фотографии были у всего экипажа.
Больше всех фотокарточки и письма ждали дома, за семь тысяч километров. Для большой семьи, где росли еще трое детей, помощь старшего сына Леонида была значительной.
Вскоре после возвращения домой он создал и свою семья: с супругой Светланой Васильевной они воспитали сына и дочь, которые подарили им внучек и даже правнука.
Теперь в их семейную историю прочно вошли рассказы их папы и дедушки о службе и работе на море, не хуже любого учителя географии он умело оперирует названиями стран и городов.
Июль для Леонида Николаевича месяц особый – разгар лета, откачка меда и неизменный, близкий сердцу двойной праздник – День ВМФ и День рыбака.
Евгения Власова
Фоторепортаж