Главное
Дмитрий Малеев: «Служба по контракту позволяет военным поддерживать высокую степень боевой готовност
Узловские активистки мастерят защитные костюмы для бойцов СВО
Очередная партия гуманитарного груза в зону СВО отправлена из Чернского района
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Люди
    • Культура
    • Спорт
    • Образование
    • Здоровье
    • Происшествия
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Где небо и море неразделимы: о службе в ВМФ рассказывает Юрий Авилов

Где небо и море неразделимы: о службе в ВМФ рассказывает Юрий Авилов

  • 26.07.2025 23:48
Где небо и море неразделимы: о службе в ВМФ рассказывает Юрий Авилов
Фото: Наша жизнь. Тепло-Огаревский район

- Чем занимался до армии? – спросили теплинского парнишку в военкомате.
- На механика учился…
- А авиационную палубную механику хочешь узнать?

Студента третьего курса Иваньковского техникума Юрия Авилова призвали в конце ноября 1984 года. В тульском военкомате из 40 человек выбрали всего троих, кто отправится служить в Военно-морской флот: Авилова и Пашаева из Тепло-Огаревского района и еще одного парнишку из Щекина.
Первый путь к воде пролегал через вокзалы Москвы, Ленинграда. На берегу Финского залива в форте Красная Горка решалась дальнейшая судьба будущих моряков.

«Морская форма и два года. Палубная авиация», - услышал Юрий. Почему - два, спросите вы? Потому что механики бомбардировочного и артиллерийского вооружения на флоте служат два года. Парня с техническим складом ума ждала работа с дальнобойными орудиями, о которых он не имел ни малейшего представления, но эта неизвестность вызывала лишь интерес. И на последней электричке в только что полученной форме 15 отобранных из 300 новобранцев отправились в учебную часть в Выборг.

Кстати, о другом земляке Михаиле Пашаеве: он после учебки в Выборге попал на службу в Вологду на авиабазу Морской авиации Северного флота, там работал с легендарными ТУ-95, именуемыми во всем мире «Медведями».

Морская авиация открывалась для Юры чем-то абсолютно новым. Сами представьте: где Теплое с его тракторами и комбайнами, бороздящими пшеничные поля, и где самолеты, взмывающие в небо с палубы авианосца. Но изучать авиационное вооружение ему нравилось. Четыре месяца ушло на то, чтобы понять, как работают пушки и каким образом подвешиваются ракеты и торпеды к советским самолетам - реактивному Ту-16 и сверхзвуковому ракетоносцу-бомбардировщику Ту22-М3.

«Конец марта. На улице +7°С. Впереди лето. За нами прибыли офицеры из воинских частей. Все образцовые - в бескозырках, бушлатах. А один – угрюмый, в шапке и шинели, - вспоминает весну 1985-го Юрий Авилов. – Нам выдали рюкзаки, построили, вызывают пофамильно. И офицеры группами уводят за собой солдат. Называют нас… И к нам идет тот самый, во флотской шинели. Говорит, едем в Мурманск…Ну, Мурманск, так Мурманск. Едем первую ночь – всё нормально, едем вторую, глядим за окно – а там метель непроглядная и -22°С. Всю зиму в учебке снег гребли, а тут опять! Дожили, называется, до весны…»

Снегопадами и морозами встретил матросов военный городок Североморск-3. Здесь служба Юрия Авилова состояла в обслуживании самолетов с вертикальным взлетом, базировавшихся на тяжелом авианесущем крейсере «Киев».

«Киев» - один из лучших кораблей советского флота, его гордость. Он стал первым авианосцем, построенным в СССР. Крейсер имел длину 273 метра, мог вмещать экипаж в 1 300 человек и десяток единиц военных самолетов и вертолетов.

В ходе боевой службы авианосец несколько раз выходил в Атлантический океан, Балтийское и Средиземное моря. «Киев» пережил распад Советского Союза, но «в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота», разоружен и продан в КНР, где используется как корабль-музей.

И если бы ни этот грустный факт, то свой 50-й день рождения в этом году крейсер с полувековой историей встречал бы на родине.

Но возвращаемся в год 85-й, когда только что вернувшийся из Алжира авианосец встретил моряков-новобранцев во всем своем величии. На палубе – советские штурмовики ЯК-38 и противолодочные вертолеты К-27.

«Когда и где я раньше самолет мог увидеть? Разве что высоко в небе. А это перед моими глазами ЯК расправляет крылья и взлетает. Вертикально! Это единственный советский серийный самолет вертикального взлета и посадки. А когда это происходит в море, с палубы корабля – так и вовсе дух захватывает!» - эти воспоминания Юрий Авилов пронес с собой через всю жизнь.

Первый месяц солдаты ко всей этой технике присматривались, наблюдали за действиями старших. Чтобы получить доступ к работе с дальнобойным орудием, моряку надо иметь определенный класс. «Третьеклассники» могут подойти к самолету лишь с правой стороны и подать вооружение.

«Второклассники» уже получают доступ на левую сторону и могут помогать подвешивать пушки и авиабомбы, заряжать ракеты. Работать не только под крылом самолета, но в кабине пилота могли лишь «первоклассники», оперируя органами управления, связанными с вооружением. Старший матрос

Юрий Авилов, нетрудно догадаться, имел 1 класс. А за образцовую службу он был награжден значком «Отличник ВМФ».

«Авилов, пушки с твоей родины пришли!» А он радовался, как привету из дома, авиационным двустволкам ГШ-23, сделанным в Туле. Кстати, большая часть авиационного советского вооружения с успехом используется и сегодня.

Находясь за тысячи километров от дома, Юрий узнал о нашем герое-земляке – Борисе Сафонове, уроженце Плавского района. Имя дважды Героя Советского Союза, известного летчика, совершившего 234 боевых вылета и сбившего лично 20 вражеских самолетов, носит целый поселок в Мурманской области, расположенный неподалеку от Североморска.

Задача механиков была подготовить самолеты на авианосце или аэродроме к тренировочному вылету, снабдить их орудием. Летчикам-офицерам нужен был опыт полета. И бывало, что тяга к небу стоила им жизни – редко, но случались падения самолетов.
Большая влажность мурманского воздуха делала морозы под -40 еще более обжигающими.

«Да что вы мерзнете? Вы же находитесь на южном побережье Баренцева моря!» - шутили капитаны, с особой иронией подчеркивая слово «южный».
А матросы снимали рукавицы и голыми руками устанавливали раскаленное морозом вооружение. И потом ждали возвращения борта на взлетку, чтобы погреться в сопле самолета под теплыми струями воздуха из останавливающихся турбин. Или отогреть руки у выхлопной трубы грузовика. После такой службы, признается Юрий, пальцы боятся мороза даже спустя 40 лет.

Но природа Заполярья оставила и теплые, несмотря на мороз, воспоминания: как небо озаряется всеми цветами, а ветер играет, тянет завораживающие переливы северного сияния. И чем ниже на термометре градус, тем причудливее и ярче будет узор на небосводе.
Лета здесь ждали долго. 9 мая, подготавливая плац к построению по случаю Дня Победы, военнослужащие первым делом вывозили с него снег. Он мог таять вплоть до июня. Зато жаркий июль дарил невиданные в наших краях грибы и ягоды. В такое время солнце припекало даже ночью – просто не успевало спрятаться за раскинувшиеся до горизонта сопки. Смеркаться в тех широтах начинает только к сентябрю.

Об этих причудах северной природы Юра спешил написать домой, где его ждали мама и двое братьев. Письма с простым адресом «Мурманская область, Североморск-3, дом 76» летели за две с лишним тысячи километров.

Армейский альбом Юрия Анатольевича – это его личная солдатская летопись. На обложке блестит надпись с годами службы и родом войск, ее он сделал сам из авиационного металла. В альбоме фотографии, письма, грамоты, вырезки и даже билет домой. Пока добрался до Теплого, на вокзалах Москвы и Тулы встретил троих своих одноклассников. Можно представить их реакцию на высокого, стройного красавца в бескозырке, с гюйсом и в брюках-клеш в 35 сантиметров. Форма и по сей день бережно хранится в чемодане.

День Военно-морского флота в семье Авиловых, как правило, проходит по-особенному - три года подряд они встречали его на берегу Невы, любуясь парадом ВМФ. Кто повидал море однажды, всю жизнь ищет с ним встреч.

Евгения Власова

 

Фоторепортаж

Читайте также

На земле: путь Вадима Михайлова в агрономии

  • 19 июля 2025 10:27

Вадим Михайлов работает в фермерском хозяйстве Сергея Елисеева больше 11 лет. Он опытный агроном, а если разобраться – надежная опора руководителя не только в делах полеводства. В сельском хозяйстве так: ты либо многофункциональный и гибкий, либо малоуспешный. Михайлов относится к многофункциональным.

Читать далее

Дело по душе: какой он, современный комбайнер?

  • 19 июля 2025 07:20

Улыбчивый и немногословный Тимур приезжает в Нарышкино каждое утро из Киреевска. Четыре посевных и уборочных провел он на нарышкинских полях, признается, работу полюбил и менять ее ни на что не собирается. А то, что ездить приходится, так это и вовсе не принимает в расчет.

Читать далее

«Я с местом этим не расстаюсь»: Любовь Старостина почти 40 лет начальник почтового отделения

  • 12 июля 2025 07:58

Менялся коллектив почтальонов, менялась жизнь, и даже страна наша за это время стала другой. А вот здание почты 88-го года постройки никогда не знало другой хозяйки, кроме Любови Старостиной.

Читать далее

Лента новостей

Дмитрий Малеев: «Служба по контракту позволяет военным поддерживать высокую степень боевой готовност
  • 00:11
Узловские активистки мастерят защитные костюмы для бойцов СВО
  • 00:09
Очередная партия гуманитарного груза в зону СВО отправлена из Чернского района
  • 00:05
«Служу Отечеству»: ветеран СВО обучил детей ориентироваться на местности
  • 00:02
Где небо и море неразделимы: о службе в ВМФ рассказывает Юрий Авилов
  • 23:48
Галина Алешина привезла бойцам гостинцы
  • 23:44
Социальный координатор из Тульской области отмечена благодарностью за поддержку участников СВО
  • 23:42
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

13 июля 1944 года - Освобождение Вильнюса от фашистов
  • 01:52 13 июля 2025

2.

С первого танца и на всю жизнь: секрет счастливой жизни супругов Петрухиных
  • 09:55 08 июля 2025

3.

Супруги Мамедкаримовы живут успехами детей и возрождают сад на родине
  • 10:08 08 июля 2025

4.

Ожил старый доробинский детсад: в большом доме теперь живет семья Мухибиллохона
  • 10:02 08 июля 2025

5.

Твоё тебя всегда найдет: история Екатерины Майзнер и ее семьи
  • 10:20 08 июля 2025

© 2024, Сетевое издание "НАША ЖИЗНЬ.ТЕПЛО-ОГАРЕВСКИЙ РАЙОН"
Реестровая запись ЭЛ № ФС77-81514. Сетевое издание зарегистрировано 15 июля 2021 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Культурно-просветительское СМИ. Специализация общественно-политическая, социально-экономическая, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе
Регистрационный номер: серия Эл № ФС77-81514 от 15 июля 2021 года

Учредитель: государственное учреждение Тульской области "Информационное агентство "Регион 71".

Главный редактор: Людмила Александровна Гришина

Адрес редакции: 301900, Тульская обл., Тепло-Огаревский р-н, п.Теплое, ул.Советская, д.15
Знак информационной продукции 12+

Все права на материалы, опубликованные на сайте "НАША ЖИЗНЬ.ТЕПЛО-ОГАРЕВСКИЙ РАЙОН" (http://gazetateploe.ru/) , принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.