• teploesmi@tularegion.org
  • Тульская область, Тепло-Огаревский
    район, п.Теплое, ул.Советская, д.15
  • +7 (48755) 21-1-92+7-953-198-19-50
 
У учителя и школы одна судьба на двоих 05.10.2018 11:00:00

У учителя и школы одна судьба на двоих

С давних времен люди берегут житейскую мудрость в цитатах великих людей. А сколько их сложено о древнейшей из наук – математике – вряд ли кто-то взялся бы сосчитать. Ирина Алексеевна Курочкина особенно ценит смысл одной из них.

  - Вы только послушайте: «Математика является самой древней из наук, вместе с тем остается всегда молодой», - рассказывает Ирина Алексеевна. - Это же как будто не только о математике сказано, но и обо мне самой! Кажется, столько лет минуло - вся жизнь пролетела за уроками, за учительским столом под звуки первых и последних школьных звонков. Взрослели ученики, становилась старше и я сама. Однако душа, как и математика в высказывании Мстислава Келдыша, навсегда так и осталась молодой.

  Мудрой цитате в кабинете математики Алексеевской школы отведено почетное, видное место. Однако даже эта заметная позиция едва ли сравнится по своей значимости с ролью учительской профессии в жизни Ирины Алексеевны.
Без «царицы наук» ни в одной из областей не обойтись. Прочно пуская корни в промышленность, «оборонку», медицину и другие сферы человеческой жизни, математика прочно вплелась и в семью Ирины Алексеевны Курочкиной.

- В выборе профессии я даже не колебалась: и мама, и дядя, и сестра – все учителя. И все математики, - улыбается обаятельный педагог. – Ну, вы все еще размышляете, почему я стала учителем математики?

Окончив школу в родном городке с неромантичным названием Газопровод, девушка приехала в областной центр, в Саратов – поступать в институт. Поступила легко и уверено, с тем же настроем шла и дальнейшая учеба. Только вот довольно быстро от лекций в Саратовском пединституте им. Федина Ирина Курочкина перешла к чисто педагогической практике.
И в 73-м году, став супругой молодого инженера, Ирина Алексеевна волей судьбы оказалась в поселке Центральном, где как раз открылась новая школа.

  - Сколько же людей тогда проживало в поселке! Сплошной вереницей рабочие тянулись на птицефабрику, на совхозные работы. Заодно провожали детей в школу. Ощущение стремительности, развития – присутствовало во всем. Производство нуждалось в квалифицированных кадрах. Молодым специалистом в село после института был распределен и мой супруг. И я, как нитка за иголкой, последовала за ним.
Опыта нет, более того – еще и институт не окончен! Перевелась на заочное отделение и со второй четверти влилась в жизнь только расцветающей школы.

  Сначала работала на замещении педагогов-предметников, была и пионервожатой, и воспитателем интерната для приезжающих учеников, и учителем группы продленного дня.

 А когда в руках оказался заслуженный диплом, учителю, точно разом повзрослевшему и окрепшему, вверили классное руководство и поставили на преподавание алгебры и геометрии. Вот тогда в череде уроков и перемен, классных и внеклассных мероприятий, поздних внеурочных занятий и проверок десятков тетрадей, жизнь потекла, не давая времени никакого отчета.
Отныне у учителя и его школы судьба стала одной на двоих – одни и те же юбилеи, а радости и беды - пополам. 11 лет трудовой деятельности Ирина Алексеевна посвятила работе завуча.

- Незаметно 45 лет пробежало, - удивляется учитель. – А, кажется, все было только вчера. И только вижу, как взрослеют мои ученики, как ведут в класс уже своих детей, тогда и понимаю, что большой пройден путь.

А путь интересный. Ведь кроме школьных занятий учителю и его ученикам есть, что вспомнить. Чего только стоит организация учебных производственных бригад! Ведь это только в Алексеевской школе было так заведено, что ученик с детства привыкал к сельскому труду, учился быть добрым помощником совхозу:

  - Это сегодня ребята в 12-14 лет все еще кажутся несмышлеными детьми, а в 70-80-е годы именно такие ребята занимались большим делом! Выращивали свеклу, картофель и другие овощи, разводили кроликов, работали на птицефабрике, умели управлять сельскохозяйственной техникой, работали с удобрениями и семенами. У школьной бригады даже и обрабатываемой земли порой бывало больше, чем в совхозе. И работать успевали на совесть, и на уроки времени хватало.

Не игра в садоводов-огородников, а полноценное производство, со своими ударными показателями, за достижение которых, кстати, мы с ребятами получали хорошие вознаграждения – поездки по республикам всего Советского Союза и даже в братские заграничные республики.
Получив хороший практический опыт в производственной бригаде, наши ученики приступали к настоящим трудовым будням уже умелыми и подготовленными.

Рядом с учениками рука об руку всегда шел их учитель.

  - Гордо и приятно наблюдать, как в школу в новом качестве возвращаются выпускники. Теперь они учителя – молодые, современные, амбициозные, талантливые. Теперь они могут многому нас научить. Среди моих бывших учеников и директор нашей школы Марина Алексеевна Попова и многие другие наши учителя, - рассказывает педагог.

  Два года назад Ирина Алексеевна отчего-то решила, что слишком устала быть учителем. Подумала, что не имеет права и возможности дальше преподавать:

  - Вышла на пенсию, успела отдохнуть, мир посмотреть. А потом мучительно затосковала по урокам, по ученикам, по школе, по математике. И так сложилось, что и школе понадобилась моя работа, мой опыт. В прошлом году я вновь взялась за уроки! За дело, которое в своей жизни больше всего уважаю и ценю!

Людмила Гришина.



Возврат к списку


Написать в редакцию