• teploesmi@tularegion.org
  • Тульская область, Тепло-Огаревский
    район, п.Теплое, ул.Советская, д.15
  • +7 (48755) 21-1-92+7-953-198-19-50
 
Павел Ливинский: цифровизация выведет показатели "Россетей" на качественно новый уровень 14.05.2018 14:00:00

Павел Ливинский: цифровизация выведет показатели "Россетей" на качественно новый уровень

Количество опасных погодных явлений в недавно завершившемся осенне-зимнем сезоне увеличилось на 38%.

О борьбе с природными катаклизмами, в том числе "снегопадом века", надежном электроснабжении и цифровизации производственных процессов корреспонденту ТАСС рассказал генеральный директор компании "Россети"Павел Ливинский.

- В конце апреля на центральную часть России обрушился сильнейший шторм. Какой урон он нанес оборудованию "Россетей", как шла работа по его восстановлению и довольны ли вы оперативностью специалистов компании?

  - Работа любого профессионала начинается с качественной подготовки. Каким бы талантли-вым ни был человек, если он не посвятил много времени тренировкам и отработке своих навыков, в нужный момент даже самый одаренный не сможет справиться с критической си-туацией.
Для специалистов группы "Россети"очевидно, что в осенне-зимний период сложностей, вы-званных погодой, не избежать, поэтому мы постоянно готовимся к ним сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, значительное внимание уделяется совместным с региональными властями практическим тренировкам с привлечением коллег из МЧС, коммунальных служб и других территориальных сетевых организаций. При подготовке к прошедшему осенне-зимнему пе-риоду в 2017 году в группе "Россети"было проведено практически в два раза больше таких тренировок и учений, включая осенние внеплановые, по сравнению с подготовкой в 2016 году.
Во-вторых, это постоянная модернизация электросетевого комплекса с использованием са-мых современных технологий и оборудования, обладающего повышенной устойчивостью к негативным метеоявлениям.

  В результате, когда на восемь регионов Центрального федерального округа обрушился сильнейший за всю историю наблюдений, по словам метеорологов, шторм, он не оказал серьезного негативного воздействия на работу сетевых энергообъектов группы "Россети" - с технологическими нарушениями столкнулось не более 1% наших потребителей. При этом, благодаря подготовленности работников и техники, к тем, кого все же затронула стихия, свет вернулся в кратчайшие сроки.
Для скорейшего устранения всех последствий шторма - а они были значительными, так как только в Новой Москве и Подмосковье ветер, порывы которого достигали нехарактерных для этих мест 30 м/с, повредил более 160 опор линий электропередачи и повалил на провода свыше 1400 деревьев - мы задействовали все доступные силы и средства, в том числе из соседних регионов, не пострадавших от циклона.

  Всего в устранении последствий шторма было задействовано более 2300 человек и 665 единиц техники. Восстановление электроснабжения потребителей, в том числе социально значимых объектов, осуществлялось оперативно, с использованием передвижных электро-станций суммарной мощностью 43 мВт.
Важно подчеркнуть, что даже в пик стихийного бедствия в столице в зоне ответственности "Россетей"не мигнула ни одна лампочка, а среднее время устранения технарушений в Под-московье не превысило двух часов. На остальных территориях для полного восстановления электроснабжения потребителей потребовалось менее суток. Только в Тверской области из-за того, что большое количество ЛЭП там проходит через лесистую и болотистую местность, ушло больше времени.

  Подводя итоги тех событий, отмечу, что наши специалисты сработали профессионально, слаженно и оперативно, подтвердив правильность выбранных подходов к подготовке и ра-боте в сложных метеоусловиях.
При этом инженеры "Россетей"проводят глубокий анализ полученных результатов, разраба-тывают дополнительные меры противодействия различным, в том числе аномальным, по-годным факторам. Наша задача - надежное электроснабжение потребителей в любых усло-виях.

- Недавно завершился осенне-зимний сезон. Каким он стал для предприятий группы "Россе-ти", чем отличался от предыдущих лет?

  - В целом ряде регионов мы отмечаем не просто увеличение опасных метеоявлений, а по-явление совершенно нехарактерных для этих территорий природных событий.
Помимо уже упоминавшегося шторма в ЦФО могу привести пример Приволжского феде-рального округа, где в декабре 2017 года отмечалось аномальное гололедообразование на проводах и тросах воздушных линий всех классов напряжения.
Нашему персоналу приходилось круглосуточно отслеживать ситуацию и прибегать к плавке или механической обивке опасных гололедо-изморозевых отложений.
Общее количество случаев механической обивки выросло по отношению к прошлому году на 25% - с 396 до 522 случаев.
Не могу не вспомнить то, что в прессе получило название "снегопад века", когда в начале февраля текущего года в Москве, Московской и Калужской областях снег с дождем шел на протяжении 48 часов - количество выпавших за это время осадков превысило месячную норму - и наблюдался шквалистый ветер до 25 м/с.
И данное испытание "Россети"выдержали с честью. В Московском регионе на 20%, а в Ка-лужской области практически на 85% снизилось количество технологических нарушений на энергообъектах по сравнению с ледяным дождем 2016 года, а среднее время восстановле-ния электроснабжения в этом году составило 2 часа 40 минут против 9 часов 20 минут в Мо-скве и Московской области и 11 часов в Калужской области соответственно.
В целом в завершившемся осенне-зимнем периоде количество опасных погодных явлений увеличилось на 38% в сравнении с предыдущим, но я не зря в самом начале беседы упомя-нул о повышенном внимании, которое "Россети"уделяют подготовке к различным неблаго-приятным явлениям и нештатным ситуациям, потому что, несмотря на все сложности, с ко-торыми пришлось столкнуться этой зимой, нам удалось улучшить производственные пока-затели: в прошедшем осенне-зимнем периоде по сравнению с предыдущим показатель SAIFI (средней частоты технологических нарушений) снижен на 19%, а SAIDI (продолжительность перерывов электроснабжения) - на 34%.

- Когда начнется подготовка к новому сезону и что в рамках ее планируется сделать?

  - Подготовка к осенне-зимнему периоду не прекращается никогда. В ходе текущего ОЗП ве-дется работа "на бумаге", когда мы анализируем итоги проходящей зимы и вносим соответ-ствующие коррективы в подготовку к следующей, а в первый же день по окончании сезона пиковых нагрузок начинается практическая реализация намеченных планов.
В этом году компания планирует внедрить новые методы оценки готовности энергообъектов, основанные на риск-ориентированной модели. Такой подход позволит повысить наблюдае-мость электросетей для оперативной фиксации аварий.
Также центры управления сетями приобретут новые функции в части оперативного руково-дства производственными службами.
На 5%, до 64 млрд рублей, будет увеличен объем средств, направляемых на обновление сетевой инфраструктуры в рамках программы технического обслуживания и ремонта. Эти деньги пойдут в том числе и на установку современного оборудования, защищенного от внешних воздействий, о котором я говорил ранее.

- В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия в числе лучших стран по показателю "Надежность электроснабжения". Какую работу для этого провели "Россети"?
- Прежде всего стоит отметить, что "Россети"совместно с Минэнерго России стали идеоло-гами создания системы учета и расчета показателей надежности, соответствующей между-народным методикам. Мы создали и постоянно совершенствуем автоматизированную сис-тему, которая быстро сообщает об отключениях в электросетевом комплексе. Это является одним из ключевых условий присвоения рейтинга Всемирного банка Doing Business по пока-зателю "Надежность электроснабжения".
Не менее важной стала наша работа по созданию надежных схем электроснабжения, на ко-торые прежде всего влияет количество резервных систем в больших городах. В двух круп-нейших деловых центрах нашей страны - Москве и Санкт-Петербурге - показатели надежно-сти сегодня в три раза выше эталонных значений, используемых в оценочной методике Всемирного банка.
Мы не останавливаемся на достигнутом и стараемся еще больше повысить безопасность электроснабжения потребителей, для чего реализуется целый комплекс технических меро-приятий.

- Цифровизация производственных процессов коснулась предприятия "Россети"? Какая ра-бота в этой области была и будет проведена?

  - Цифровизация электросетевого комплекса позволит достичь качественно нового уровня в области надежности, доступности, эффективности и клиентоориентированности без допол-нительной нагрузки на потребителей.
При проведении модернизации сетевой инфраструктуры "Россети"повсеместно применяют передовые технологии. Уже внедрены и успешно эксплуатируются подстанции с применени-ем локальных цифровых решений. К примеру, они реализованы на объектах Московского энергетического кольца. В декабре 2017 года в Красноярске введена в работу первая циф-ровая подстанция. В Калининградской области реализуется пилотный проект "Цифровой РЭС".
Умные сети обладают системами самодиагностики и самовосстановления, требуют мини-мального вмешательства людей и позволяют в разы повысить надежность электроснабжения для потребителя.
Реальный пример - переход на цифровые технологии в Мамоновском и Багратионовском районах Калининградской области, где мы как раз и реализовали пилотный проект.
Сети в этих районах были ненаблюдаемыми, со значительным количеством незаконных подключений, что приводило к ежедневным отключениям. А сейчас местные жители забыли про это, потому что мы видим всю сеть. Уже на первом этапе мы снизили потери с 23% до 13%, а по окончании реализации всех запланированных мер выйдем на 6-7%. Мы повысили показатели SAIDI и SAIFI на 60%, почти на 20% снизили свои операционные затраты. Все получаемые результаты свидетельствуют о том, что данный опыт необходимо тиражировать и на других территориях.
В рамках цифровизации производственных процессов в "Россетях"прорабатывается еще одно направление - "Цифровой электромонтер". Это комплексная информационная система (датчики, планшеты, шлемы дополненной реальности и другое), интегрированная в спец-одежду сотрудника. С ее помощью можно дистанционно наблюдать за действиями специа-листа, оказывать ему поддержку при выполнении задания, своевременно вносить необхо-димые коррективы.
Такой подход позволит в первую очередь повысить безопасность проведения работ, исклю-чить ошибки и обеспечить контроль и координацию действий оперативного и ремонтного персонала из диспетчерского пункта, а также повысить производительность труда и сократить время выполнения работ.
Общий результат перехода на "цифру" - дополнительное снижение сроков техприсоедине-ния, автоматизация отношений с потребителями и внедрение новых сервисов "интернета вещей", реализуемых на наших объектах, 30-процентное снижение операционных, капи-тальных расходов и потерь.
Следствие этого - снижение затрат потребителей на электроэнергию, увеличение дивиденд-ной базы, а также повышение инвестиционной привлекательности предприятий электросе-тевого комплекса и рост их капитализации.

- Платежная дисциплина потребителей всегда является проблемным вопросом ресурсо-снабжающих организаций. Как с этим обстоят дела у вас?

  - От платежной дисциплины потребителей напрямую зависит обеспечение надежного и бес-перебойного электроснабжения потребителей и развитие инфраструктуры регионов. Мы системно подходим к решению данного вопроса, поэтому уровень оплаты услуг ежегодно повышается и, например, в 2017 году был достигнут исторический максимум - 99,94%.
Безусловно, этому способствовало совершенствование федерального законодательства по инициативе "Россетей": повышение ставки пени за просрочку платежей, введение частичной предоплаты за услуги, а также лишение компаний-неплательщиков статуса гарантирующего поставщика.
На сегодняшний день мы также можем констатировать стабилизацию размера дебиторской задолженности: последние три года она сохраняется примерно на одном уровне и по со-стоянию на 1 января 2018 года составляет 139 млрд рублей. Сейчас работаем над снижени-ем данной цифры.

- На выполнение инвестиционной программы компании в прошлом году было направлено 262 млрд рублей. Что удалось сделать? Какие энергетические объекты планируется ввести в ближайшее время и какие средства на это заложены?

ь  - В 2017 году мы инвестировали 262 млрд рублей в модернизацию электросетевого ком-плекса. В результате было введено 12,3 ГВА трансформаторной мощности и почти 25 000 км линий электропередачи, завершена программа подготовки к проведению чемпионата мира по футболу - 2018, своевременно реализован ряд крупных проектов, обеспечивающих присоединение к электрическим сетяминфраструктурных компаний, завершены первооче-редные объекты длянезависимого функционирования энергосистем Калининградской об-ласти и объединенной энергетической системы Северо-Западного региона России в случае технологического отделения энергосистем государств Прибалтики.
С 2018-го по 2020 год группа "Россети"вложит около 750 млрд рублей в развитие электросе-тевой инфраструктуры Таманского полуострова, Байкало-Амурской магистрали и Трансси-бирской железной дороги, энергоснабжение объектов зимней Универсиады в Красноярске.
Также важно отметить, что мы пересмотрели приоритеты нашей инвестиционной программы. Мы будем направлять средства на цифровизацию и построение в России умных сетей. Наша задача - перейти на цифровой формат работы.

- Впереди большой спортивный праздник - чемпионат мира по футболу. Готовы к его проведению?

  - "Россети"заблаговременно подготовили электросетевую инфраструктуру для обеспечения надежного электроснабжения объектов чемпионата и населенных пунктов, в которых будут проживать участники турнира и болельщики.
Напомню, в ноябре 2017 года президент Владимир Путин в режиме видеосвязи дал команду на ввод в работу в Москве, Калининграде и Самаре трех современных подстанций с элемен-тами цифровых технологий, обеспечивающих электроснабжение стадионов мундиаля, нача-ло эксплуатации которых ознаменовало окончание подготовки группы "Россети"в части строительства, реконструкции и ввода необходимых мощностей.
На время проведения футбольного первенства мы обеспечим усиленный режим эксплуата-ции электросетевого комплекса. Всего планируется задействовать порядка 1000 человек из числа оперативного персонала, порядка 2000 человек ремонтного и вспомогательного пер-сонала, более 700 единиц спецтехники, порядка 100 резервных источников электроснабже-ния.
И, конечно же, все наши 228 тысяч сотрудников готовы поддерживать сборную России на чемпионате мира, который впервые проходит в нашей стране.


Возврат к списку


Написать в редакцию