• teploesmi@tularegion.org
  • Тульская область, Тепло-Огаревский
    район, п.Теплое, ул.Советская, д.15
  • +7 (48755) 21-1-92+7-953-198-19-50
 
Искусство – жить в гармонии с собой 13.04.2018 09:00:00

Искусство – жить в гармонии с собой


Чтобы быть здоровым, важно помнить, что ты – часть природы, считает Анатолий Александров, житель поселка Теплое, невероятно талантливый и активный человек. И сегодня он раскрывает секрет, как в 81 можно продолжать сохранять душевный оптимизм и физическую бодрость.

О возвращении человека к матушке-природе и обретении здоровья говорил поэт, философ, физик, астроном, врач, писатель, минералог, путешественник, восточный мудрец, дипломат, государственный деятель Абу Али Ибн Сина, известный также как Авиценна. Он является автором «Канона врачебной науки», эту книгу и сегодня продолжают изучать юные медики.

А какое отражение нашли учения Авиценны в жизни нашего сегодняшнего героя?

«В 80-х годах  прошлого столетия ко  мне пришла полная уверенность, что я не доживу до 2000 года, - рассказывает Анатолий Александров. - Видимых признаков какой-либо болезни или недугов у меня не было. Мои друзья посмеивались надо мной, над моей мнительностью. Но, как выяснилось почти через 40 лет, мои предчувствия были точны.

В момент моих острых переживаний мне позвонил товарищ Илья Каравашкин и предложил отправиться на «прогулку» в пещеры, которые в мировой классификации неофициально называются «Чудовище». Кстати сказать, на территории Тульской области учтены несколько довольно протяженных пещер, по которым совершают путешествие не только спелеологи, но и простые туристы в надежде обрести не только волнующие впечатления, но и здоровье.

В рюкзаки мы собрали все необходимое альпинистское снаряжение: два конца веревки по 25 метров, крючья, каски, фонари…

Вскоре перед нами расстилалась знойная безлюдная галечная пустыня Самаркандык (Киргизия), которая в течение многих веков унесла несчетное количество человеческих жизней.

С большим трудом мы уговорили одного из местных жителей довести нас до единственного источника воды в центре этой смертоносной территории. Когда-то в ней, у этого источника, как на раскаленной сковородке, были поселены неизлечимые сумасшедшие мужчины и женщины - меджнуны, которые, страдая от зноя, обнаженными бродили по раскаленной пустыни и погибали в ней».

Пещера Кан-и-Гут расположена на юге Кыргызстана. Расцвета своей известности она достигла в X-XI веках, когда стала центром добычи серебра и других ископаемых. Постепенно выработанное месторождение опустело, было забыто. Осталось лишь подземелье, которое стали называть «Рудник погибели». Первые сведения о Кан-и-Гуте имеются в трудах Авиценны.

«Ибн Сина считал, что в глубинах пещеры погибели проживает некий народ, который умеет превращать горные породы в золото, что посреди главной площади центрального подземного города воздвигнут золотой верблюд с алмазными глазами. Позже родились предположения, что этот народ ничто иное как добрые «инопланетяне». Они не пытались защищаться ни от тех, кто покушался на их золото, ни от рудокопов, которые добывали здесь серебро и свинец. Некие «инопланетяне» были уверены, что бесчисленные лабиринты, зияющие провалы, каменные замки, которые сотворила природа, защитят их лучше любого оружия. И на самом деле многие камеры, проходы, лазы до сих пор хранят в себе скелеты тех, кто попытался проникнуть в заветные золотые города «инопланетян».

Мы провели под землей 10 дней в поисках золотого верблюда с алмазными глазами, - продолжает рассказ Анатолий Васильевич. -  И каждый раз, выходя на поверхность, мы удивлялись тому, что остались живы. И в момент потери последней надежды находили выход из погибельного лабиринта.

По возращении домой мое убеждение, что мне не суждено дожить до 2000 года, укрепилось еще больше, но приобрело некое новое качество – появилось предузнание, что таинственным образом можно найти выход…

Через 40 лет, проходя лечение на Косой Горе, я услышал от врача: «Вы должны были умереть 40 лет назад». Мне вспомнилась вся история, связанная с пещерой погибели и подумалось, что мое предузнание о том, что возможно найти выход из безнадежного положения, оправдалось благодаря той прогулке по лабиринту погибели, благодаря той части «Канона врачебной науки», в которой Ибн Сина пишет о способности камней исцелять человека. В современной науке этот раздел физиотерапии именуется как «пещеротерапия». Ее иногда проводят, например, в соляных пещерах. Спасибо Ибн Сине за подсказку».

Мораль сей басни такова: «Все, что природа накопить успела,

                                                   Незримо входит и в природу тела».

А как сделать тело здоровым? Конечно, только воспитав в нем здоровый дух. Если человек не испытывает потребности в развитии, если у  него отсутствуют какие-либо мотивы, то тело начинает истощаться, растрачиваться на нездоровые увлечения, например, плохие привычки. Такое тело становится обузой своему хозяину, оно требует лечения. А вот если человек испытывает духовные, нравственные потребности, широту, многообразие и глубину интересов, то тело стремится к действию.

По мнению Анатолия Васильевича, человек рожден для радости, он непременно ищет в жизни удовольствия. Только вот радость эта происходит от двух полярных источников – разрушительных и созидательных удовольствий. Так, например, один человек будет четко осознавать, что ему надо быть в движении, надо бежать, узнавать, развиваться – и от итога своего труда он получит большую радость. Радость испытает и лентяй, преодолевающий только один маршрут «диван – холодильник». Оба примера показывают радостного, наверняка, счастливого человека. Только равноправна ли их радость и одинаково ли полезна?

Глядя на Анатолия Александрова, можно быть уверенным, что им движут исключительно созидательные мотивы. А как может быть иначе, если в его личной писательской копилке 24 изданные книги, за плечами сотни пройденных километров, а среди регалий – член Союза журналистов СССР, член Союза российских писателей, Кавалер ордена А.С.Пушкина.

Все свои книги Анатолий Васильевич издает на личные пенсионные средства.  Три из них – о Теплом и Тепло-Огаревском районе. В один ряд с ними становятся и сборники стихов и песен. Кстати, его песни звучат не только за пределами нашей области, но и страны. Недавно тульский вокальный ансамбль «Консонанс» исполнил некоторые из них в Кельне и в Дюссельдорфе в Германии. Да автор и сам по сей день является частым гостем на фестивалях авторской песни.

Нельзя не сказать о любви Анатолия Александрова к творчеству Пушкина. Он издал о великом русском поэте 10 книг. С научными сообщениями по этой же теме он выступает на международных конференциях. Сейчас автор активно работает над большой книгой о няне Евгения  Евтушенко бабе Нюре, сюжет обещает быть уникальным.

Свое филологическое образование Анатолий Александров получал в городе Ош, в Киргизии. Уже тогда на сообразительно парня возлагали большие надежды – никто лучше с факультетской стенгазетой справиться не мог, а Анатолий мастерски изготавливал ее качественно и размером во всю стену, тем самым собирая около нее толпы студентов. Был он «выручалочкой» и в любых спортивных состязаниях. «Александров, на шпагу!» И Александров уже вскоре после начала состязания не оставляет шансов соперникам по фехтованию. Каким-то удивительным образом 64-килограммовому парнишке удалось стать и чемпионом института по толканию ядра.

Но были и поражения… «Не хватало одного человека в команду на соревнования по водному поло. Отправили меня… Плавать я кое-как мог, а вот держаться на одном месте – нет. А тут еще, как назло, поставили меня на ворота. Ну, я за ворота придерживался, придерживался да и утопил их. На нас идет атака, а ворота в воде. Разумеется, мы тогда проиграли».

Педагогическая профессия сменялась журналистской. Александрова в Ошской областной газете запомнили как назойливого журналиста, чьи публикации вызывали резонанс. Но и эта работа через очередное десятилетие сменилась на другую. Александров боролся за правду теперь уже не острым пером, а законом. Его адвокатская карьера имела большой успех. И это только кажется, что все эти профессии различны и разноплановы: «Отстаиваешь справедливость в газетной статье, изучаешь с детьми нравоучительную литературу, ищешь справедливость посредством закона -  идейный смысл всех этих действий все равно один. Если человек - гуманитарий, то он всегда будет на стороне гражданина, будет стоять на защите его интересов».

В нашем районе Анатолий Васильевич работал нотариусом до самого выхода на  пенсию. На этом его активная жизненная позиция ничуть не стала слабее, напротив, он находил и продолжает находить занятия для души. Созидательный интерес берет свое, и так рождаются новые тексты, гитарные аккорды выстраиваются в музыку. Но если это «бальзам» для души, то активный образ жизни – это «пища» еще и для тела. Зимой Анатолий Александров не расстается с лыжами, участвует в волейбольных играх. Лето приносит ему продолжительные прогулки, походы, купание. Вот уже который год он ездит в Пятигорск, чтобы подняться к подошвам и ледникам Эльбруса.

Человек выбирает сам, приверженцем какого образа, какой жизненной позиции ему быть. Смотреть ясным взором вперед, искать новое, открывать неизвестное или принять сторону обывателя. И определяет этот настрой не состояние тела, а состояние души.

 


Выход из пещеры Кан-и-Гут – лабиринта погибели. 1982 год. Фото из личного архива Анатолия Александрова.

 

Анатолий Александров – член Союза журналистов СССР, член Союза российских писателей, путешественник, бард.

 



Возврат к списку


Написать в редакцию