• teploesmi@tularegion.org
  • Тульская область, Тепло-Огаревский
    район, п.Теплое, ул.Советская, д.15
  • +7 (48755) 21-1-92+7-953-198-19-50
 
Чем отличается Свят-вечер от Сочельника? 06.01.2018 10:00:00

Чем отличается Свят-вечер от Сочельника?

Вечер накануне Рождества, для каждого из нас - это обычно кутья и колядки, а также тихий семейный ужин. Названий у этого праздника несколько - канун Рождества, Сочельник, Свят-вечер, Богатый Вечер, Богатая Кутья, Вилия.
Готовились же к зимним праздникам еще задолго до их наступления. Хозяйки готовили вкусный ужин и убирали в доме, а самое главное соблюдали строгий пост, который заканчивался 6 января в 12 часов ночи. Однако это не единственные традиции, которые сопровождали этот день, поэтому давайте окунемся в историю и разберемся в чем отличие современного Сочельника от Свят-вечера раньше.  Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.

Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.

Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.

Рождественский Дидух

Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе - посредине.

Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»

Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.



Возврат к списку


Написать в редакцию